Фильтры для удаления помех с видеокассет (2004 г.). Vhs фильтры


10 необычных приложений для съемки видео

Обзоры 
  • Продажа
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Микшерные пульты
      • Рекордеры/плееры
      • Наушники
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Объективы
      • Видеомониторы и системы отображения
      • Операторское оборудование
      • Все видео
    • IT оборудование
      • Системы хранения данных
      • Системы графического оформления эфира
      • Все it оборудование
    • Измерительное оборудование
      • Blackmagic
      • Data Video
      • Прочее
      • Все измерительное оборудование
    • Системы служебной связи
      • Все системы служебной связи
    • Видеомонтаж
      • Программное обеспечение
      • Платы ввода-вывода
      • Все видеомонтаж
    • Фото
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Комплекты светильников
      • Блоки питания и кабели
      • Все осветительное оборудование
    • Радиовещание
      • Системы автоматизации эфира
      • Все радиовещание
    • Профессиональные носители
      • Карты P2
      • Устройства хранения данных HDD/SSD
      • Все профессиональные носители
    • Кабели, разъемы
      • Кабели
      • Разъемы
      • Инструменты
      • Все кабели, разъемы
  • Аренда
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Рекордеры/плееры
      • Микшерные пульты
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Операторское оборудование
      • Объективы
      • Все видео
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Гелиосферы
      • Все осветительное оборудование
    • Фотоаппараты
    • Проекционное оборудование
      • Проекторы
      • Экраны
      • Светодиодные экраны
      • Все проекционное оборудование
    • IT оборудование
      • Системы захвата и оцифровки видеоматериала (ingest)
      • Все it оборудование
    • Системы служебной связи
    • Генераторы
    • Автомобили для съемок
    • Генераторы эффектов
    • Камеры 360 градусов
  • Локации
    • Павильоны
      • Фотопавильоны
      • Кинопавильоны
      • Все павильоны

tvkinoradio.ru

Фильтры для удаления помех с видеокассет (2004 г.) > Видео и аудио > Статьи > «House Studio»

Оцифровка видеокассет:использование фильтров для удаления помех

Эпоха сменилась, и такой носитель видеоинформации, как кассета, стремительно устаревает. В ближайшем будущем видеомагнитофоны просто исчезнут из нашего быта. И если популярные фильмы, записи концертов постоянно выпускаются на новых носителях, то как быть с собственными любимыми съемками первых шагов своих детей, путешествий и спортивных соревнований?

Очевидно, их надо перенести с видеокассет на компьютерный диск, или, говоря техническим языком, оцифровать. И вот тут пользователей техники ожидает «засада».

Дело в том, что на компьютерных и DVD-носителях, которые распространены сегодня, для видео применяется так называемое сжатие с потерями. А именно записывается один из каждых 100 кадров, для остальных же 99 сохраняется только список отличий от первого. Чтобы издать фильм на DVD или VCD, его специально «чистят» в студиях таким образом, чтобы каждые 99 из 100 следующих друг за другом кадров (цифра примерна и ориентировочна) были максимально похожи на первый.

Поясним вышесказанное. Представьте сцену, где два героя сидят и разговаривают. Что меняется? Только маленькая часть кадра, где двигаются лица людей. Обо всей остальной картинке в таком случае записывается только то, что она равна предыдущей.

Даже в сценах погонь и катастроф всегда есть фрагмент 8x8 точек одного кадра (скажем, белое пятно на месте яркой вспышки), который соответствует такому же месту в другом кадре, только выше или ниже, чем в предыдущем.

В любительских же записях присутствуют две вещи, пагубно влияющие на возможность сохранить фильм в цифровом виде. Во-первых, это помехи аналогового носителя, т.е. видеопленки. Они проявляются в виде мелких точек или сеточки (то же самое бывает при записи с телевизионного эфира). Вторая проблема - дрожание рук снимающего. Как бы оператор ни старался, естественных колебаний положения камеры не избежать, что приводит к постоянным сдвигам изображения на одну-две строки влево-вправо и вверх-вниз. Это незаметно при просмотре видеозаписи по телевизору, но серьезно мешает оцифровке со сжатием.

Оба упомянутых фактора увеличивают количество отличий между кадрами, а когда их слишком много, это либо вообще не позволяет воспользоваться списком отличий, либо данный список настолько разбухает, что становится почти равным полной записи всех кадров.

Проиллюстрирую теорию практическим примером. Возьмем ту же сцену с двумя собеседниками. Из-за помех и подвижности камеры при съемке компьютер просто не признает фон за их спиной одинаковым для соседних кадров!

Между тем полная оцифровка, с записью всех кадров целиком, позволяет сохранить на DVD-диске (емкостью чуть более 4 Гбайт) всего лишь 2 мин видео. Поэтому, чтобы разместить на нем 120 мин (в 60 раз больше), нужно записать только каждый сотый кадр. Еще столько же места занимает список отличий от остальных кадров, которые в процессе воспроизведения «восстанавливаются» компьютером или процессором стационарного плеера.

Как же быть тогда с любительскими и эфирными записями?

Специалисты по оцифровке видео уже позаботились об этом за вас и придумали видеофильтры. О том, как применить их, чтобы качество домашних съемок сделать таким же (или почти таким же) хорошим, как у профессиональных DVD-фильмов, и сжать обработанный видеоматериал с помощью специальных алгоритмов для размещения на DVD- или VCD-диске, и пойдет речь в статье.

Мы уже рассказывали о том, как производить запись с ТВ или видеомагнитофона на компьютер (см.«Мир ПК», №12/01, с. 130; №3/04, с. 153). Очевидно, что для применения фильтров сначала надо сохранить видео с максимально возможной скоростью потока (bitrate) - во избежание искажений. Можно, например, использовать кодек huffuy, при этом 1 ч фильма потребует 12 Гбайт. Если такого объема свободного места на жестком диске нет, то следует записывать видео с размерами кадра 384x288 точек кодеком DivX 5-05, задав максимальную скорость потока - 4000 кбит/с (1 ч видео займет порядка 2 Гбайт).

Далее необходимо открыть видеозапись в видеоредакторе Virtual Dub 1.5.1 и применять фильтры.

В приведенных ниже описаниях некоторых фильтров указано «встроенный». Это означает, что вы получаете их сразу, загрузив из Интернета бесплатный видеоредактор Virtual Dub. Остальные разработаны разными людьми - любителями видео, эти фильтры придется искать в Сети отдельно.

Первое знакомство

2:1 Reduction (High Quality) (встроенный). Уменьшает вдвое размер изображения по вертикали и горизонтали. При этом используется матрица 3x3 точки, перекрывающая несколько соседних пикселов. Действует заметно быстрее, чем фильтр Resize. Однако поскольку в 2:1 Reduction (High Quality) применяется разновидность билинейного преобразования, а в фильтре Resize может быть задействовано и бикубическое преобразование, то для сохранения приемлемого качества при изменении размера кадра все же рекомендуется фильтр Resize.

2:1 Reduction (встроенный). Уменьшает вдвое размер кадра по вертикали и горизонтали. При этом используется простая матрица 2x2 точки из пикселов, перекрывающих друг друга. Работает значительно быстрее, чем фильтр Resize. Однако для сохранения приемлемого качества при изменении размера кадра все же рекомендуется фильтр Resize по тем же причинам, что и в предыдущем случае.

2:1 Vertical Reduction.Уменьшает размер каждого кадра вдвое только по вертикали. При этом используется простая матрица 1x2 точки.

2D Cleaner 0.6 beta.Заменяет каждый пиксел точкой со средним значением цвета в заданном радиусе (от 0 до 10 пикселов). Вычисленное значение не может отличаться от исходного более, чем на указанный порог (от 0 до 255). Имеет соответствующие ползунки - регуляторы радиуса и порога.

3x3 Average (встроенный). Заменяет каждый пиксел точкой с усредненным значением цвета соседних пикселов, при этом используется матрица 3x3 точки. Так как значения цвета пикселов различные (центрального - 32/256, каждого из окружающих - 28/256), то это не в точности среднее число. Фильтр неплохо обрабатывает большие изображения (384x288 пикселов или больше), которые зашумлены или имеют другие нежелательные артефакты. Был встроен в ранние версии редактора Virtual Dub.

ACDSee Filter.Автоматически регулирует уровни изображения. Данный фильтр основан на функции AutoLevels («Автоуровни») программы ACDSee. Однако каждый кадр обрабатывается отдельно, и, как результат, в готовом фильме возможно мигание видеоряда.

AddFrameNumber/AddTimestamp 0.4. Вставляет в изображение счетчик кадров и метку времени в нижнюю часть кадра.

Alidator. Вставляет текущие дату и время в левый нижний угол кадра.

AnamorphicResize 0.10. Уменьшает вертикальный размер изображения на 25%, использует такой же принцип, что и DVD-плееры.

Area Smoother 0.1.Заменяет относительно одинаковые участки кадра областями с усредненным значением цвета.

Bit Drop 0.9 beta.Предоставляет возможность побитового управления цветом.

Blur More (встроенный). Применяет гауссово размытие с удвоенным радиусом. Не годится для уменьшения шума, поскольку смазывает изображение слишком сильно.

Blur (встроенный).Тоже использует гауссово размытие кадра. В результате дает лучшее изображение, чем фильтр 3x3 Average.

Border Smear 1.0 beta.Размывает верх и низ изображения. Может оказаться полезным при вводе видео для Video-CD. Если отрезать края кадра, чтобы удалить нечеткие строки, получаемые после оцифровки VHS, то понадобится привести размеры картинки к тем, что пригодны для кодера. Это изменение иногда вызывает проблемы, которые решаются применением данного фильтра.

Box Blur (встроенный). Выполняет довольно быстрое билинейное, трилинейное или кубическое размытие - в зависимости от количества проходов при кодировании видео (одного, двух или трех соответственно). Билинейное размытие работает очень быстро, но качество результата низкое из-за получаемых артефактов (квадратов).

Brightness/Contrast (UI-enhanced) 1.0. Изменяет яркость и контрастность фрагмента, предусмотрена возможность предварительного просмотра.

Brightness/Contrast (встроенный). Регулирует яркость и контрастность всего видеоролика.

Chroma Noise Reduction 1.1.Уменьшает шум в цветопередаче, не изменяя черно-белую составляющую сигнала.

CmYUV DEbug Dev.Преобразует кодировку цвета из стандарта YUV в стандарт RGB.

Colorize 1.1 beta 1.Изменяет текущий цвет видеоролика на указанный монохромный (не полутоновый) цвет.

Conditional 0.3b. В прошлом был популярен. В настоящее время может пригодиться для использования в комплексе с некоторыми другими фильтрами.

Coring 1.0. Изменяет цвет пиксела на черный или зеленый, если его текущее значение ниже указанного уровня.

Decimate 1.1 beta 2.Обычно применяется после фильтра Telecide (или любого другого, продуцирующего поток кадров, состоящих из двух полей) и создает файл с продублированными кадрами. Их следует, как правило, удалять, если только мы не ставим задачу изменения частоты кадров.

Deflicker 1.0. Удаляет временные фрагментарные изменения мерцания. Рекомендуется для видео, переснятого с любительской пленки с частотой не 25 кадр./с, в результате чего некоторые кадры получаются заметно ярче.

Deinterlace - area based 1.2.Удаляет «расческу» - результат примитивного объединения полукадров, передающихся при чересстрочной развертке, - только там, где она заметна. Каждый кадр обрабатывается индивидуально. Когда фильтр обнаруживает «расческу», он удаляет ее, используя или смешивание, или интерполяцию - в зависимости от установок.

Deinterlace - PAL movie 1.1.Исправляет «расческу» в видео, но при этом показывает чередующиеся строки.

Deinterlace - PAL/Interpolate 1.0b1. Исправляет «расческу» в видео. При этом первое поле (полукадр) удваивается, второе - удваивается и сдвигается вниз на строку, третье опять удваивается, четвертое удваивается и сдвигается вниз на строку и т.д.

Deinterlace (встроенный). Неровные вертикальные линии в кадре, полученном при записи движения в видео, состоящем из последовательности полукадров, заменяет ровными.

Deinterlace - Auto PAL movie 2.0b. Корректно переводит видео в стандарт PAL.

DeLogo 1.0. Удаляет полупрозрачные и непрозрачные статические логотипы (надписи).

DiGiStudio Video Stabilizer 1.2C. Цифровой стабилизатор видео. Предназначен для правильного кодирования материала, снятого с помощью ручной камеры.

Dynamic Noise Reduction 2.1.Уменьшает шум в изображении, не используя размытия.

Emboss (встроенный).Осуществляет краевое градиентное преобразование изображения, создающее эффект 3D-гравировки. Операция выполняется над каждым из трех каналов по отдельности, поэтому возможно появление незначительных отличий. Если такой результат для данного видеоролика неприемлем, то сначала следует применить фильтр Greyscale.

Exorcist. Удаляет «призраки» (остаточное изображение из предыдущего кадра, появляющееся за движущимися фрагментами) из сигнала.

ExYUVDv. Изменяет значения параметров цветового кодирования (см. фильтр CmYUV DEbug Dev).

Field Bob (встроенный). Компенсирует вертикальные колебания изображения. Рекомендуется для стабилизации кадров видео, снятого с рук, с заметным дрожанием по вертикали.

Field Shift v1.0.Удваивает высоту кадра и сдвигает каждый второй полукадр вниз на одну строку.

Field Swap (встроенный). Предназначен для замены соседних линий видеоизображения (есть регулятор «добавить/убрать чередование строк»).

Fill (встроенный).Некоторый прямоугольник (его размеры и положение в кадре задает пользователь) на изображении заполняется указанным цветом.

Blender 1.1. Один из вариантов размытия изображения.

Flip Horizontally (встроенный). Переворачивает изображение слева направо.

Flip Vertically (встроенный). Переворачивает изображение сверху вниз.

Frame Tweaker 1.1.Выполняет определенный (написанный пользователем) сценарий (небольшую программу). Допустимые команды: black, copy, paste, shift, fadein|out.

General Convolution 3d 1.1.Применяет так называемые матрицы сверток 5і5 точек к трем последовательным кадрам. Если изображение дрожит, то этот фильтр позволяет стабилизировать картинку.

General Convolution (встроенный). Применяет к пикселу так называемую «матрицу свертки» 3x3 точки, т.е. заменяет каждый пиксел линейной функцией этого пиксела и восьми соседних с ним. Авторы фильтра дают следующее описание. Это разносторонний фильтр, которым можно заменить другие (например, 3x3 Average, Emboss, Sharpen, Brightness/Contrast), однако специфические фильтры значительно лучше оптимизированы для своих задач. Фильтр свертки просто позволяет добавлять к значению центрального пиксела дробные значения восьми окружающих соседей. Основание дроби равно 256.

Приведу примеры. Просто копия: 0,0,0/0,256,0/0,0,0. 3x3 Average: 28,28,28/28,32,28/28,28,28. Sharpen: -16,-16,-16/-16,384,-16/-16,-16,-16. Удвоенная контрастность: 0,0,0/0,512,0/0,0,0. Emboss from top-left, not rounded:-32,0,0/0,0,0/0,0,32.

Grayscale (встроенный). Делает из цветного изображения серое, полутоновое. При этом используется рекомендуемое для современных мониторов уравнение: Y=0,213R+0,715G+0,072B (оно отличается от традиционного уравнения NTSC: Y=0,30R+0,59G+0,11B).

Histogram equalize 1.1.Выполняет глобальное цветное выравнивание гистограммы. Может использоваться для коррекции видео, имеющего сжатый диапазон интенсивности пикселов. Полезен только для коррекции исходного сигнала, введенного с плохим качеством.

Hue/Saturation/Intensity 1.0.Изменяет цвет, насыщенность и интенсивность изображения.

Invert (встроенный).Инвертирует цвета изображения, преобразуя его в «негатив».

Levels (встроенный).Позволяет управлять входным и выходным уровнями яркости изображения. Авторы описывают фильтр так: «Когда изображение слабоконтрастное, перемещайте верхние левый и правый указатели так, чтобы сузить входной диапазон. Все, что останется слева от черной стрелки, станет черным, то, что справа от белой стрелки, - белым. Серая стрелка в середине регулирует гамму, указывая на значение 50% в выходном диапазоне. Для того чтобы использовать этот фильтр, желательно получить гистограмму образца видео. А затем переместить входные границы внутрь так, чтобы темные части изображения стали черными, а яркие - белыми».

Liquid. Применяется для создания эффекта переливающейся жидкости.

Logo 1.3 beta 4.Вставляет в изображение на протяжении всего ролика статичный или анимированный логотип.

logoаway 3.5. Удаляет логотип из изображения на протяжении всего ролика.

Motion blur (встроенный). Смазывает соседние кадры. Если 3x3 Average работает только с одним кадром, то данный фильтр суммирует соседние, что позволяет убрать шум. Однако при этом за движущимися фрагментами появляются «призраки». Кроме того, изображение становится более темным, поэтому рекомендуется после применения Motion blur включать фильтр Level с параметрами [0-1]>1,5>[0-1].

Null Transform (встроенный). Отрезает края кадра со всех четырех сторон.

Pan 1.0 beta 2.Позволяет просматривать часть видеопотока через окно меньшего (указанного) размера. При этом данное окно можно перемещать в пределах исходного кадра. Фильтр рекомендуется скорее для создания спецэффектов при монтаже, чем для какого-либо исправления ошибок записи.

Picfix 1.04.Стабилизирует изображение для лучшего сжатия. Рекомендуется применять для съемок, сделанных с помощью ручной камеры, где имеет место некоторое дрожание по вертикали и горизонтали.

Red/Green/Blue 1.1.Позволяет изменять уровни цветов RGB (каждого по отдельности) в видеопотоке.

Red/Green/Blue Adjustment 1.0.Позволяет изменять уровни цветов RGB в видеопотоке. Отличается от предыдущего фильтра возможностью предварительного просмотра изображения.

Resize (встроенный).Позволяет изменять размер выходного видеопотока. Авторы описывают фильтр так. Есть пять способов изменения размеров изображения, причем каждый последующий сложнее предыдущего. С увеличением времени обработки картинки возрастает качество результата.

Самый быстрый, но наихудший по качеству - Nearest neighbor (ближайший сосед), когда в исходном изображении выбирается ближайший пиксел.

Второй по скорости билинейный (Bilinear) способ, дающий очень хорошие результаты, применяет линейную аппроксимацию в обоих направлениях, используя зерно 2x2 точки. Обеспечивает возможность уменьшения (достигающего 66%) и увеличения (до восьмикратного) видеопотока без видимых дефектов.

Бикубический способ (Bicubic) - наилучший для увеличения изображения. Он значительно медленнее, чем билинейный, но выходное качество картинки при большем увеличении оказывается гораздо выше. Между тем, поскольку бикубическая фильтрация обрабатывает детали тщательнее, чем билинейная, качество сильно зашумленного видео может ухудшиться.

Точный билинейный способ (precise bilinear) использует полную билинейную фильтрацию зерна, а не участка размером 2x2 точки. Этот фильтр более предпочтителен по выходному качеству, чем 2:1 Reduction, но работает медленнее.

Точный бикубический способ (precise bicubic) использует полную бикубическую фильтрацию зерна, а не участка размером 4x4 точки. Он работает подобно предыдущему, но создает более четкое изображение. Этот фильтр самый медленный из всех.

Rotate (встроенный).Поворачивает изображение на 90, 180, или 270о. Этот фильтр предназначен для видео, снятого с камеры, стоящей боком или вверх ногами.

Rotate2 (встроенный).В отличие от предыдущего фильтра, поворачивает изображение на произвольный угол.

Sharpen (встроенный).Увеличивает контрастность между соседними пикселами. Не рекомендуется применять на изображении, имеющем шумы (точки и сетку).

Smart Bob 1.1 beta 2.Действует аналогично фильтру Smart Deinterlacer (см. ниже), за исключением того, что создает выходной файл с удвоенной частотой. Например, если входной сигнал имеет частоту 30 кадр./с с двумя полями в каждом кадре, то на выходе получится 60 полукадров в секунду.

Smart Deinterlacer 2.7.Ликвидирует возникающую при склейке кадров «расческу» только в изменяющихся областях изображения. В статических же участках артефакты чередования не проявляются, так что для отображения используются данные обеих линий.

Smart Resize 1.1.Изменяет размеры изображения. Основан на встроенном фильтре Avery Lee и действует аналогично ему, однако позволяет задавать изменение размеров кадра не только в пикселах, но и в процентах.

Smart Smoother 1.1.Разглаживает/смазывает картинку, сохраняя ее структуру (резкие границы). Пригодится для сглаживания записи, имеющей сильные помехи.

Smoother (встроенный). Удаляет из изображения высокочастотные шумы. Особенно ценен для работы с видео, оцифрованного с VHS-видеокассет, поскольку не влияет на острые края. Отлично подходит для мультипликации, но может уничтожить мелкие детали в кино. Очень эффективен для уменьшения размера конечных файлов.

Spatial Smoother 1.0. Еще один фильтр для ликвидации шума, помех. Действует только на пикселы с приблизительно одинаковым цветом.

Static Noise Reduction 1.2.Убирает точечные помехи, шум в изображении, сохраняя контрастность.

Subtitler 2.2.Позволяет накладывать на изображение субтитры (текстовые вставки).

Telecide 1.2 beta 4.Устраняет некоторые нежелательные последствия действия фильтров, изменяющих частоту кадров.

Temporal Cleaner.Уменьшает шум, не оставляя следов от предыдущего кадра («призраков»).

Temporal Smoother (встроенный). Уменьшает помехи и сетку в изображении.

Threshold (встроенный). Превращает изображение в черно-белое, без полутонов.

TV. Корректирует или маскирует шум в аналоговых видеозаписях, в основном в телесигнале, а также на видеокассетах VHS. Сглаживает цветность изображения, не изменяя яркость.

Unsharp Mask 1.3. Автор описывает фильтр так: «Повышает контрастность, используя неострую маску. Основная идея заключается в том, что смазанная версия изображения вычитается из подлинника. Результирующая картинка будет иметь повышенную контрастность».

VHS. Создан специально для чистки и коррекции записей на видеокассетах VHS.

Video DeNoise 1.2. По словам разработчиков, фильтр предназначен для очистки видео от шума при работе с редактором Virtual Dub. Анализирует каждый кадр независимо от других, благодаря чему не вносит дополнительных искажений по сравнению с динамическими фильтрами (практически не происходит потери четкости по сравнению с операцией blur). А если учесть еще и высокую точность определения шумов, то можно сказать, что данный фильтр - лидер среди себе подобных для Virtual Dub. Особенно удобен при конвертировании видео в формат MPEG-4 или DivX, поскольку даже после удаления незначительного шума размер конечного файла уменьшается. Убирает эффект «лесенки».

Warp Sharp 1.1.Усиливает контрастность краев изображения.

Windowed Histogram Equalize 1.0. Выравнивает гистограмму изображения.

Xsharpen 1.0 beta 2.Увеличивает резкость. Не рекомендуется применять после фильтров, очищающих изображение от помех, ибо повышение резкости их восстановит.

Zoom 1.1.Масштабирует изображение.

Итак, мы познакомились с инструментами, необходимыми для улучшения оцифрованного с кассет видео. Теперь дело за вами. Удачных экспериментов!

Пример 1. Возьмем исходную запись с огромным количеством помех (рис. 1).

Применяем последовательно фильтры TV, CNR, DNR, Smart Smoother, Temporal Smoother и получаем очищенное изображение (рис. 2).

рис. 1рис. 2

Многие фильтры имеют ползунки для установки разных значений параметров. Но начинающим пользователям желательно оставить все настройки по умолчанию.

Пример 2. Имеем запись, сделанную с малым значением скорости потока, в результате чего все изображение покрыто квадратами (рис. 3).

рис. 3рис. 4

Применяем фильтры Video DeNoise, Blur, Motion Blur, Smart Smoother, Temporal Smoother, Resize и получаем вполне приемлемую картинку (рис. 4).

Пример 3. Запись сделана видеокамерой, повернутой боком (рис. 5).

рис. 5рис. 6

Обрабатываем отснятый материал фильтрами Video DeNoise, Rotate и Resize. В последнем применяем заполнение краев черными полями (рис. 6) или отрезаем верх и низ кадра (рис. 7) либо увеличиваем центр (рис. 8).

рис. 7рис. 8

Пример 4.Исходный видеосигнал с интерлейсом (результатом простого склеивания двух полей одного кадра), что проявляется как гребенка на изображении (рис. 9), и большими размерами кадра, которые должны быть уменьшены с целью экономии дискового пространства.

рис. 9рис. 10

Применяем фильтр Deinterlace, затем Resize. В последнем выбираем бикубическое преобразование и получаем правильное изображение (рис. 10).

Пример 5. На части изображения имеются посторонние данные (рис. 11).

рис. 11рис. 12

Применяем фильтр Fill и закрашиваем данные одним цветом (рис. 12).

Пример 6. Сделанная дома запись слишком темная (рис. 13).

рис. 13рис. 14

Применяем фильтры Brightness/Contrast, VHS, Temporal Smoother (рис. 14).

Автор: Григорий МаркаровПо материалам журнала "Мир ПК", #12, 2004Издательство "Открытые системы" http://www.osp.ru/

www.ddvhouse.ru

Как оцифровать VHS кассету? Часть вторая... - «Видеосъемка и монтаж

Сегодня мы продолжим наш разговор о том, как оцифровать VHS кассеты и перевести Ваш архив в цифру. И сразу очередной вопрос от одного из моих читателей: «…Можно ли при помощи программ Adobe Premiere или Pinnacle Studio» восстановить старые VHS кассеты...».

При помощи указанных программ, восстановить видеокассеты Вам не удастся. Это всего лишь видеоредакторы, которые работают с тем материалом, который Вы загрузили на жесткий диск Вашего компьютера. Устранить выпадения или дефекты при помощи этих программ Вы не сможете. Все что Вы сможете сделать, это улучшить цветовую гамму, в случае надобности увеличить резкость, отрегулировать контрастность. Но это скорее относится к косметическому улучшению вида картинки, чем к восстановлению.

Теперь вернемся к тому моменту, которым мы закончили первую часть статьи. Подключаем видеомагнитофон, вставляем кассету, запускаем программу захвата, нажимаем PLAY и начинаем захват.

Примечание!!! Если Вы переводите длинную, не меньше 2 часов, кассету с VHS на DVD, и не пользуетесь стадией DV и при этом хотите максимального качества конверсии, то лучше задать программе вдвое меньшее разрешение (битрейт), чем по стандарту DVD. Например, не 720x576, а 335х576 (PAL/SECAM). Эта невинная хитрость обеспечивает очень неплохой результат. По крайней мере, стоит попробовать.

Двигаемся дальше. Очередной вопрос от читателя: «…Можно ли улучшить качество VHS изображения в домашних условиях? И если да, то как это сделать?...».

Ну что ж? Давайте попробуем улучшить качество захваченного нами изображения с кассеты VHS. Сначала выберем программу, в которой будем делать основную работу по улучшению качества. Из всего многообразия программ, я остановил свой выбор на бесплатной программе Virtual Dub. Фильтры, используемые в нем аналогичны фильтрам в других программах. Существует большое количество фильтров, которые подходят для наших целей, но мы будем рассматривать только те, благодаря которым мы достигнем наибольшего эффекта.

Устанавливаем программу Virtual Dub ( если она у Вас еще не установлена) и открываем в ней захваченный видеофайл. Кстати, захват видеоматериала можно сделать и в самой программе, поэтому, если Вы собираетесь заниматься только оцифровкой своего старого видеоархива, то никакие другие редакторы могут и не понадобиться.

Приступаем к редактированию. Первым ставим фильтр Deinterlace. Это несколько уменьшит резкость (что дело поправимое), но одновременно и уменьшит практически вдвое интенсивность этих помех. Опцию деинтерлейсинга выбираем самую первую из списка (best quality). В Virtual Dub это действительно лучший метод, практически все «сторонние» фильтры, включая “smart…” делают это хуже.

Итак, применяем в программа VirtualDub фильтр Deinterlace. Данный фильтр использует и обходной способ: при помощи встроенного фильтра Deinterlace в режиме Unfold кадр «разворачивается»: поля размещаются рядом, слева — верхнее, справа — нижнее. При этом сохраняется исходная частота кадров (25 к/сек), разрешение по вертикали уменьшается вдвое, а разрешение по горизонтали — вдвое увеличивается. Каждое из полей выглядит как обычный прогрессивный кадр: не содержит чересстрочной «гребёнки» — с той только разницей, что изображение сплюснуто по вертикали. В таком виде видео можно обрабатывать теми фильтрами, которые не умеют работать с чересстрочным видео. «Свернуть» кадры видеозаписи в нормальные чересстрочные кадры можно при помощи встроенного фильтра Deinterlace в режиме Fold.

Вторым пунктом выбираем null transform. Даже если фильм оцифрован в требуемый размер, реально при записи с кассет снизу (иногда и сверху) несколько строк "мелькают", а справа и слева часто появляется полоски с искаженными цветами. Если фильм широкоэкранный, то сверху и снизу широкие черные полосы (на кодирование которых пойдут драгоценные байты) – поэтому все это нужно отрезать. Сначала – устанавливаете этот фильтр, потом кнопочкой cropping открываете окно обрезки, отрезаете все лишнее. На этом этапе требуемая компрессором кратность 16 у размеров по горизонтали и вертикали не требуется! Какие размеры получатся – такие и хорошо.

Теперь займемся косметическим улучшением картинки. Старая видеозапись как правило имеет кучу мелких дефектов связанных с зернистостью изображения. Соседние строки кадра имеют различную яркость и цветовую насыщенность. При просмотре это не сильно заметно, но если сделать стоп-кадре, то «зерно» будет явно различимым. Кстати, все лишне на изображение, в том числе и «зерно» существенно увеличивает объем данных при рендеринге. Поэтому зерно крайне желательно убрать. Для этого рекомендуется использовать великолепный фильтр под названием smart smoother HiQuality Клауса Поста (Klaus Post). Это – дополнительный фильтр, его нужно скачать и установить отдельно!

Для этого фильтра устанавливаем следующие параметры: Выбрать опцию Weighted average для достаточно «ровных» фильмов или Average pixels – если исходный видеоматериал был сильно испорчен.ПараметрDiametr выбрать 5 (7 – для совсем зернистых фильмов). Далее:Threshold – 50.Maintain Diffweigth – 25 (последние два параметра не активны, если выбрана опиция Average Pixels). Установить опцию Weighted with difference (это будет «выравнивать» только близкие по насыщенности участки и не затронет границы объектов в кадре). Если при видеозахвате, видеомагнитофон воспроизводил видеоматериал с хорошо заметными выдал сине-зелено-розовыми полосами, то дополнительно отметьте опцию Check grayscale. В принципе, последняя опция всегда полезна при обработке VHS-фильмов, поскольку смежные строки в кадре все равно несколько отличаются по цветам.

Теперь добавляем фильтр VHS. Как видно из названия, фильтр предназначен для обработки видео с VHS–кассет. Сам фильтр, представляет из себя набор из трех групп настроек:Группа 1: Stabilize и Chroma shifting — это фильтры для устранения цветового шума. Группа 2: Noise reduction — фильтр для устранения динамического шума. Опции Pre–filter, Post–filter включают этот фильтр до и после цветового шумоподавителя. Threshold — порог изменения яркости точки (или точек в радиусе Radius) между разными кадрами. То есть этот фильтр — пространственно–временной. Группа 3: Sharpen — фильтр для увеличения резкости. Effect — эффективность фильтра. 8–directed filter — некий медленный алгоритм увеличения резкости. В общем–то, зачастую вполне хватает и одного этого фильтра вместо набора соответствующих фильтров. Главное, не слишком увлечься игрой с настройками, иначе фильм может превратиться в мультик.

Теперь, когда имеется фильм с нужным размером и более-менее приемлемым качеством картинки, нужно качество картинки поставить в соответствие размеру. Предыдущие манипуляции, помогли нам убрать резко портящий впечатление «шум», но заодно понизили и резкость. Исправить это можно в два этапа.

Этап первый – используем фильтр msharpen от Дональда Крафта (это дополнительный фильтр, который нужно ставить отдельно от программы Virtual Dub). Вообще-то этот фильтр разработан для редактирования мультипликационных фильмов и предназначен для того, чтобы контуры объектов были более резкими. Но в нашем случае этот фильтр попросту восстановит резкость границ объектов, размытых предыдущими фильтрами. Приемлемыми параметрами будут такие:

Strength – порядка 100, Threshold – 17-22. ( результаты можно отдельно поглядеть при настройке фильтра, только не забудьте отключить просмотр перед запуском, иначе только эти границы и получатся резкими в результате).

Этап второй – используем фильтр xSharpen того же Дональда Крафта (Strength нужно устанавливать от 32 до 64, посмотрите в preview, чтоб не переборщить). Данный окончательно «отшлифует» фильм.

Если кассета, которую Вы оцифровываете, достаточно старая, то искажение цвета просто неизбежно. Проводить коррекцию цвета имеет смысл сразу же после полгонки размера видеокадра фильма до повышающих резкость фильтров. Для этого стоит воспользоваться, опять-таки, дополнительными фильтрами: hue/saturation/intensity и red/green/blue adjustment от того же Дональда Крафта.

Напоминаю, что для любой цветокоррекции нужно иметь хорошо откалиброванный монитор. Выравнивать цвета и их насыщенность целесообразно по двум объектам – человеческим лицам и чисто белым объектам.

Далее, еще раз применяем Deinterlace. Если до этого ставили режим Unfold, то возвращаем кадр в нормальное состояние, устанавливаем фильтр Deinterlace в режиме Fold.

После выравнивания картинки нужно установить желаемый размер фильма фильтром resize.В качестве базы рекомендуется использовать размер по горизонтали 640 – для отличного качества фильмов (520 – для средненького), а размер по вертикали выбирать исходя из пропорциональности лиц или других легкоузнаваемых объектов в кадре. При масштабировании рекомендуется использовать опцию presize bicubic (можно просто bicubic, если качество фильма меньше «пятерки»).

В принципе все. Далее, полученный нами материал отправляем на вывод. Ну а в следующий раз мы поговорим о том, какие еще фильтры Virtual Dub могут помочь нам улучшить качество видеоматериала, захваченного с VHS кассеты.

С уважением. Алексей Днепров.

Хотите получить еще больше бесплатной информации? Подпишитесь прямо сейчас на рассылку "Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов":

Днепров Алексей.Сайт: http://videomaster2010.ucoz.comE-mail: [email protected]Еженедельная бесплатная рассылка "Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов": http://video2010.narod.ruБлог: http://mastervideo.livejournal.com/

mastervideo.livejournal.com

Фильтры Virtual Dub для обработки видео

Применение фильтров Virtual Dub происходит только при включенном режиме Full processing mode. Особенностью этих фильтров является то, что для их применения, Virtual Dub всегда конвертирует цветовое пространство в RGB32. Это вызывает некоторое замедление обработки видео. Кроме того, цветовое пространство RGB не всегда может являться оптимальным для решения тех или иных задач.

На рис.1 показано окно фильтров. Слева от названия фильтра, в списке находится информация о размерах кадров видео до и после применения фильтра. Справа от названия фильтра, в скобках приводится информация о параметрах фильтра. Для каждого фильтра можно дополнительно изменить размеры кадров видео путем обрезки их краев (кнопка Cropping).

Фильтры Virtual Dub для обработки видео

Рис.1 Окно фильтров Virtual Dub.

Первые на рассмотрении у нас фильтры деинтерлейса. Напомню, что это эффект «расчески», возникающий при воспроизведении чересстрочного видео. На сегодняшний день можно найти не так уж и мало фильтров, этот эффект устраняющих. Основных методик устранения этого эффекта несколько: 1. Отбрасывание строк одного полукадра и дублирование строк другого.2. Смешивание строк полукадров.3. Отбрасывание строк одного полукадра и достраивание его строк на основе другого.4. Выявление движущихся частей изображения путем анализа ряда кадров и применение алгоритмов устранения эффекта только к этим частям изображения.

В качестве рассматриваемых фильтров я выбрал следующие:1. Стандартный деинтерлейсер Virtual Dub. Сравнивать его с другими деинтерлейсерами некорректно, поэтому просто рассмотрим его опции (рис.2) : . Blend fields together (best) — смешивать поля. В этом режиме поля смешиваются. В динамичном видео это приводит к размытию картинки. . Duplicate field 1,2 — дублировать поля. Для каждого кадра дублируется поле 1 или 2. То есть четные полукадры выбрасываются и замещаются нечетными или наоборот.. Discard field 1,2 — исключать поля. То же, что и Duplicate field, только выброшенные полукадры не замещаются. То есть высота каждого кадра уменьшается в два раза.. Unfold fields side–by–side — разложить на поля. Кадр будет преобразован таким образом, что слева будет первый полукадр, а справа второй. Высота кадра уменьшится, а ширина увеличится в два раза.. Fold side–by–side fields together — свернуть поля. Эта опция обратна Unfold.

Рис.2 Стандартный фильтр деинтерлейса Virtual Dub.

2. Smart Deinterlace. Фильтр реализует четвертый метод устранения эффекта «расчески». Окно настроек этого фильтра изображено на рис.3. — Зависимые переключатели Frame–only differencing (различия между кадрами), Field–only differencing (различия между полями), Frame–and–field differencing (различия между кадрами и полями) определяют, в каком случае будут применяться алгоритмы устранения эффекта «расчески». — Зависимые переключатели Blend (смешивание), Linear interpolate (линейная интерполяция), Cubic interpolate (кубическая интерполяция), Edge–directed interpolate (выявление контуров) определяют метод устранения эффекта «расчески». Результат устранения эффекта методом по умолчанию Blend практически ничем не отличается от результата стандартного фильтра Deinterlace.. Compare color channels (instead of luma) — сравнивать цветовые каналы (вместо сравнения яркости). Полезная опция при работе в цветовом пространстве RGB.. Show motion areas only — показывать только области движения. Отладочная опция.. Motion map denoising — очистка областей движения от шумов. Автор фильтра настоятельно рекомендует эту опцию для Field–only differencing. . Motion threshold — порог движения. Опция определяет «чувствительность» фильтра к движению Автор рекомендует значение 15–35 в нормальном режиме и 10–20 при включенной опции Motion map denoising.. Scene change threshold — порог изменения сцены. Эта опция нужна, чтобы при полной смене сцены не были видны остатки предыдущей сцены. . Phase shift — фазовый сдвиг.. Field swap before/after phase shift — поменять местами поля до/после фазового сдвига.. Disable motion processing — не применять алгоритмы обнаружения и устранения эффекта расчески.

Фильтр работает более качественно, когда сравниваются только кадры. Мелкий шум может привести к тому, что мелкие линии будут преобразованы фильтром также в шум, то есть линии станут более размытыми и дрожащими. Если вам придется иметь дело с «блочным» видео (видео, в котором из–за слишком низкого битрейта изображение состоит из квадратных блоков), то имейте ввиду, что после применения этого фильтра края предметов на изображении станут более размытыми, а иногда у них могут появиться отражения. Поэтому перед применением этого фильтра желательно применить фильтр устранения блочности (Deblocking) со стандартным деинтерлейсером с опцией fold до деблокинга и unfold после. В случае динамичного видео, внутри предметов на изображении могут появляться пятна фона. В целом, этот фильтр деинтерлейса один из лучших фильтров деинтерлейса для Virtuald Dub.

Рис.3 Фильтр Smart Deinterlace.

3. Area based Deinterlace. Фильтр реализует четвертый метод устранения эффекта «расчески». На рис.4 представлено его окно настроек. . Show deinterlaced areas only — аналогично опции Show motion areas only фильтра Smart Deinterlace.. Blend istead of interpolate — смешивание вместо интерполяции.. Threshold — аналогично опции Motion threshold фильтра Smart Deinterlace.. Edge detect — определение контуров. Вероятно, эта опция отвечает за «степень» интерполяции. Автор рекомендует увеличивать значение при плохом сглаживании контуров.Все недостатки Smart Deinterlace присущи и этому фильтру. Кроме того, этот фильтр плохо умеет сглаживать контуры.

Рис.4 Фильтр Area based Deinterlace.

4. QS Deinterlace. Фильтр реализует четвертый метод устранения эффекта «расчески». Окно настроек показано на рис.5. Этот фильтр очень похож на Smart Deinterlace, как по настройкам, так и по результатам работы. Судя по авторству, это просто доработанный Smart Deinterlace.

Рис.5 Фильтр QS Deinterlace.

5. AlparySoft Deinterlace, автор Alpary Soft. По утверждению разработчиков, этот фильтр реализует четвертый метод устранения эффекта «расчески». Однако статичные мелкие надписи, как было видно при просмотре видео, также подвергались изменениям. Характер этих изменений позволяет предположить, что фильтр использует третий метод устранения эффекта «расчески». Метод этот не так уж и плох. И описанныхнедостатков фильтров типа Smart Deinterlace не наблюдалось, за исключением размытых краев в «блочном» видео. Но было потеряно вертикальное разрешение. Применение этого фильтра дает примерно такой же эффект, как изменение размера прогрессивного видео с 512х384 до 768х576 точек. Окно настроек этого фильтра представлено на рис.6. Особых различий между методами устранения эффекта я не заметил. Думаю, что это просто различные методы достраивания недостающего полукадра. Можно задать различные методы для разных областей кадра. Честно говоря, эта опция кажется мне в этом фильтре бессмысленной.

Рис.6 Фильтр Alparysoft Deinterlace.

6. Deinterlace MAP. Он реализует четвертый метод устранения эффекта расчески. Его окно настроек изображено на рис.7.. Edge detect — аналогично соответствующей опции фильтра Areabased Deinterlace.. Threshold — аналогично опции Scene change threshold фильтра Smart Deinterlace.. Smooth Map — аналогично опции Blend instead of interpolate фильтра Areabased Deinterlace.. Show effected — аналогично опции Show motion areas only фильтра Smart Deinterlace.

В отличие от фильтров типа Smart Deinterlace, он оказался менее чувствительным к шуму и поэтому тонкие линии так и остались тонкими и почти без шума. В остальном, этот фильтр очень похож на Areabased Deinterlace, за исключением того, что игра с настройками позволяет получить более сглаженные контуры.

Рис.7 Фильтр Deinterlace MAP.

Следующие на рассмотрении — шумоподавители. До сих пор нет единого мнения, каков порядок использования шумоподавителей и деинтерлейсеров. Одни применяют шумоподавители после деинтерлейса, другие используют опции fold, unfold стандартного деинтерлейсера, применяют шумоподавители, а потом уж выполняют деинтерлейс. Я предпочитаю второй вариант для сильно зашумленного видео и, соответственно, в иных случаях — первый вариант. Фильтры шумоподавления, пожалуй, отнимают больше всего времени при подборе фильтров. Само понятие шума — довольно обширное. По существующим на сегодня фильтрам, я бы разделил это понятие на такие категории:1. Цветовой шум. Это попросту цветные пятна на изображении.

2. Динамический шум. Это то, что мы и привыкли называть шумом на бытовом уровне.

А вот по способам определения и подавления шума, фильтры совершенно объективно делятся на три категории — две основные и одну дополнительную.

1. Пространственные фильтры «ищут» шум в определенной области одного отдельно взятого кадра, то есть сглаживают некоторую область кадра, не задаваясь вопросом, как эта же область будет сглажена в следующем кадре или была сглажена в предыдущем. Характерная особенность этих фильтров состоит в том, что при слишком сильной фильтрации могут теряться детали изображения.

2. Временные фильтры наоборот, анализируют изменения характеристик точек в ряде кадров и делают эти изменения менее резкими. Что при этом происходит с областями отдельных кадров, для таких фильтров не «интересно». Слишком сильная фильтрация может привести к тому, чтодвижущиеся объекты будут смазаны.

3. Пространственно–временные фильтры, как следует из названия, выполняют функции как временных, так и пространственных фильтров. По поводу их недостатков однозначно высказаться трудно.Фильтров шумоподавления гораздо больше, чем деинтерлейсеров. Рассмотрим некоторые из них.

Для устранения цветового шума:

1. Chroma Noise Reduction. Окно настроек представлено на рис.8. Смысл диаграмм в состоит в следующем: ось Х обозначает некоторуюпоследовательность кадров. Движок по этой оси устанавливает количество кадров, на протяжении которых будет проводиться анализ изменений яркости и цветоразностей; движок по оси Y устанавливает чувствительность фильтра по каждой составляющей. Опция Wide меняет характер кривой.

Рис.8 Фильтр Chroma Noise Reduction.

2. VHS, автор flaXen. Как видно из названия, фильтр предназначен для обработки видео с VHS–кассет. Как видно из рис.9, в окне настроек собраны 3 фильтра — цветовой и динамический шумоподавители и фильтр увеличения резкости. К сожалению, не удалось найти описания его настроек. . Группы Stabilize и Chroma shifting — это фильтры для устранения цветового шума.. Группа Noise reduction — фильтр для устранения динамического шума. Опции Pre–filter, Post–filter включают этот фильтр до и послецветового шумоподавителя. Threshold — порог изменения яркости точки (или точек в радиусе Radius) между разными кадрами. То есть этот фильтр — пространственно–временной.. Группа Sharpen — фильтр для увеличения резкости. Effect — эффективность фильтра. 8–directed filter — некий медленный алгоритмувеличения резкости.

В общем–то, зачастую вполне хватает и одного этого фильтра вместо набора соответствующих фильтров. Главное, не слишком увлечься игрой с настройками, иначе фильм может превратиться в мультик.

Рис.9 Фильтр VHS.

Для устранения динамического шума:1. Dynamic Noise Reduction. Этот очень простой фильтр имеет всего одну настройку — Threshold — порог изменений яркости точки в разных кадрах. Большое значение Threshold может привести к тому, что в последующих кадрах будут оставаться контуры из предыдущих.

2. Random Noise Remover. Это довольно необычный пространственно–временной фильтр. Само понятие шума уже включает в себя «непредсказуемость». На рис.10 показано окно настроек этого фильтра. Принцип действия его таков.. анализируются точки предыдущего и следующего кадра, и если изменения яркости составляющих не превышают соответствующих порогов вгруппе Scene Threshold 1, то сравниваются точки в текущем и предыдущем кадрах. В этом случае, если изменения яркости превысятпороговые значения, указанные в группе Scene Threshold 2, то данная точка будет считаться «шумной» и обрабатываться соответствующим образом. Чтобы фильтр не принял за шум движущиеся объекты, анализируются точки в радиусе, задаваемом движком Radius. Кнопка Copythreshold 1 to 2 делает одинаковыми настройки соответствующих групп.. Опция Show replaced pixels включает показ точек, которые обрабатывает фильтр.. Опция DNR включает режим Dynamic Noise Reduction.. Опция Replace Spot Perimeter предназначена для «крупного» шума, то есть шумовых пятен.

Рис.10 Фильтр Random Noise Remover.

3. Video Denoise. Фильтр аналогичен Dynamic Noise Reduction, за исключением того, что порог изменений устанавливается не для яркости, а для каждого цветового канала. Включенная опция Use fast speed processing увеличивает скорость работы фильтра, но снижает качество. Особенность фильтра в том, что с этой опцией эффективно устраняется мелкий шум.

4. Wavelet Noise Reduction. Этот фильтр считается одним из самых передовых. Окно настроек показано на рис.11. К сожалению, не удалось найти описание настроек для этого фильтра. А вот «правильная» игра с настройками приведена по этой ссылкесайт Там же приведено описание «технологии» вейвлетов. Фильтр может использоваться также и для подавления мелкого цветового шума.

Рис.11 Фильтр Wavelet Noise Reduction.

5. 2d cleaner. В отличие от Dynamic Noise Reduction, это пространственный фильтр. Threshold — порог изменения яркости точек в некоторой области кадра. Есть две дополнительные опции. Если включена опция Show sharp edges, то фильтр не будет применяться к контурам, оставляя их резкими. Опция interlaced video предназначена для чересстрочного видео. Действие фильтра в этом режиме аналогично его действию без этой опции со стандартным деинтерлейсером с опциями fold, unfold.

6. MSU Denoise. Опции Spatial/Temporal denoising включают пространственный и временной фильтр. Эффект от применения этого фильтра показался мне очень слабым. Фильтр подходит, скорее, для чистки DVD–записей.

7. VHS.

Последними фильтрами в «классической» схеме, обычно являются фильтры увеличения резкости (sharpen). Эти фильтры надо использовать очень осторожно, т.к. их действие практически обратно действию шумоподавителей. То есть с увеличением резкости, увеличится и зашумленность, что повысит минимальный битрейт, с которым данное видео можно сжать без заметных искажений. Так что, в идеале, лучше отказываться от таких фильтров. Приведу описание настроек нескольких таких фильтров:1. MSU Smart Sharpen. Это очень мощный фильтр. Доступны только предустановленные настройки. По характеру изменений, этот фильтр очень похож на FFT3D — один из лучших фильтров шумоподавления и увеличения резкости программы AviSynth.2. Sharpen (стандартный). Этот фильтр имеет единственную настройку эффективности.

Мы рассмотрели, так сказать, основные группы фильтров. Кроме них, существует много вспомогательных фильтров. Назначение их самое разное. Приведу описание нескольких фильтров, к помощи которых часто прибегал.

1. rmPAL. Этот фильтр без настроек. Как видно из названия, предназначен он для записей PAL. Фильтр «выполняет» обратный фазовый сдвиг, который применяется в стандарте PAL для устранения цветовых искажений. В результате, на изображении исчезают характерные цветные полосы (если они есть). Если же таких полос вы не наблюдаете, то, скорее всего, у вашего устройства захвата есть такой аппаратный фильтр и он включен. 2. MSU Smart Deblocking. Фильтр устранения «блочности». Окно его настроек показано на рис.12. Не буду лукавить — разобраться в настройках этого фильтра по названию опций нельзя. И дабы откровенно не плагиатить, вместо описания этого фильтра я предлагаю вам ссылку на сайт автора этого фильтра: сайт .

Рис.12 Фильтр MSU Smart Deblocking

3. logo, стандартный. Фильтр для тех, кто хочет поместить на свои записи «водяной знак». Окно настроек изображено на рис.13. Расположение задается параметром Justify: одной из девяти кнопок задается базовое положение картинки «водяного знака» в кадре, параметрами X;Y задается отклонение от базового положения. Файл картинки может иметь тип Bitmap (BMP), Targa (TGA), JPEG. Возможно и задание прозрачности отдельных участков картинки, используя информацию альфа–канала. Если такого канала в вашей картинке не «оказалось», то можно использовать опцию Use gray channel of secondary image for alpha channel, которая позволит подгрузить черно–белую картинку маски. В качестве цвета альфа–канала используется черный. Опция Use pre–multiplied alpha channel, включает предварительную фильтрацию, то есть для альфа–канала используется черный цвет не только точек изображения–маски, но и изображения «водяного знака».

Рис.13 Стандартный фильтр logo.

Если вас интересуют какие–либо другие фильтры, не описанные здесь, задавайте свои вопросы по e–mail.

На рис.1 показан один из примеров цепочки фильтров. Этот пример можно назвать «классическим». Он годится для большинства записей VHS «стандартного» любительского качества. Как видно, все фильтры, за исключением Resize и Deinterlace, можно заменить одним фильтром VHS toys. Коротко опишу, что делает эта цепочка. Null transform — фильтр, который ничего не делает, — нужен для обрезки краев кадра. Конечно, можно обойтись без дополнительного фильтра и задать обрезку для фильтра Deinterlace, но представленный вариант удобнее, если придется подбирать параметры. Deinterlace устраняет эффект «расчески». Chroma Noise Reduction устраняет цветные пятна. Random Noise Remover устраняет динамический шум. Еще раз напомню, что желательно избегать применения фильтров типа Sharpen. Ну, а если вас такая схема не устроила, «берите бубен и пускайтесь в пляс».

Ссылки:Smart Deinterlace (2.8 beta) — сайт (бесплатный, автор Donald Graft).Alparysoft Deinterlace (2.0.295.0604130) — сайт (платный, автор Alpary Soft R&D).QS Deinterlace (1.0b) — сайт (бесплатный, авторы Виктор Томилов, Donald Graft).Deinterlace MAP (1.0) — сайт (бесплатный, автор Shaun Faulds).Area based Deinterlace (1.4) — сайт (бесплатный, автор Gunnar Thalin).Chroma Noise Reduction (1.1) — сайт (бесплатный, автор Gilles Mouchard).Dynamic Noise Reduction — сайт (бесплатный, авторы Avery Lee, Steven Don).Random Noise Remover (1.07b) — сайт (бесплатный, автор Михаил Розов).Wavelet Noise Reduction (0.1) — сайт (бесплатный, автор).2d cleaner (0.6 beta) — сайт (бесплатный, автор Jim Casaburi).Video Denoise (2.0) — сайт (бесплатный, автор Александр Чирков).MSU Denoiser (1.6.2) — сайт (бесплатный, авторы С. Путилин, Д. Ватолин).VHS (1.0) — сайт (бесплатный, автор flaXen).rmPAL — сайт (бесплатный, автор ttyras).MSU Smart Deblocking (0.5) — сайт (бесплатный, автор MSU Graphics & Media Lab).

www.pc-codecs.com