djhooligantk. Гора фильтр


Наследие англичан или фильтры на Соколовой горе.

Середина девятнадцатого столетия. В Саратове по-прежнему большие трудности с доставкой чистой воды в город. 28 июня 1872 года, городская дума заключает договор с Товариществом Рахманинова и К°» на строительство механизированного водопровода с забором воды из Волги. Предприниматели за свой счет обязывались построить в Саратове водопровод, за что получали права на эксплуатацию его в течение 20 лет.Заключив договор, «Товарищество Рахманинов и К°» к строительству долго не приступало, а затем передало свое право третьим лицам. Последние переуступили его Английской акционерной компании, которая серьезно взялась за водопровод, руководствуясь в основном коммерческим расчетом: при небольших затратах получить в кратчайший срок возможно большие прибыли. Именно Англичане и возвели на Соколовой горе первые очистные сооружения для волжской воды. От берега р. Волги (улицы Большой Затонской) с насосной станции вода поднималась на фильтры английской системы, где очищалась через толщу песчаной нагрузки в специальных резервуарах. На старой карте Саратова в правом нижнем углу они уже отмечены.

кк

Ржавые скобы и мы попадаем в первый зал резервуара. Поражает приятный глазу дореволюционный кирпич ( даже полы выложены им), который к сожалению так редко встречается под землей.

111

Свисающие с потолков корни создают жуткую атмосферу. А вот круглые отверстия для перелива воды, наоборот, выглядят как-то по-игрушечному. В некоторых залах интересный черный налет на стенах. На копоть не похоже, на плесень тоже. Может специально чем покрывали?112

Благородные шрамы на кирпиче)113

Внизу на удивление чистый воздух. Нет привычной погребной затхлости.114

Масштабненько!IMG_0056

Англичане постарались на славу) Ничем не хуже таинственных подвалов замка.... где-нибудь в Шотландии...)IMG_0060

Спасибо за внимание!

diggers-saratov.livejournal.com

Английские фильтра или очистные сооружения города Саратов

     Случилось мне как-то бывать в Саратове. Времени конечно было мало, надо было ехать дальше, а посмотреть хотелось много. Была запланирована обзорная экскурсия по городу и что-то заброшенное. Но времени было всего на один объект, но он оказался стоящим.       Объект старый, и я бы сказал, что он имеет историческую ценность, хотя так считают видимо все кроме властей. Окунемся немного в история, а именно во вторую половину девятнадцатого столетия. Город развивался и уже насчитывал около 100 000 жителей. В это время очень остро стоял вопрос с водоснабжением как питьевой воды, так для тушения пожаров. 28 июня 1872 года городская дума заключает договор на строительство механизированного водопровода с забором воды из Волги. Строить должны были «Товарищество Рахманинова и К°», и даже фактический безвозмездно, взамен они получали право на эксплуатацию в течение 20 лет. Подрядчики оказались не сильно порядочные и через несколько лет бездействия передали свои обязательства третьим лицам, а те в свою очередь уступили Английскому акционерному обществу.

     Сама система "Английский фильтр" в первые была применена в Лондоне, инженером Симпсоном(не Гомером), в 1829 году, для очистки воды из реки. И вот почти через пол века по такой же технологии стали делать водоочистное сооружение в Саратове.С 1875 года под руководством английских мастеров были введены в эксплуатацию: чугунный водопровод, водоподъёмная машина и комплекс фильтрационных сооружений, которые было решено расположить на одном из склонов Соколовой горы. Вода из фильтров поступала в напорный резервуар, а дальше следовала в водозаборные будки, которых по городу насчитывалось 15 штук. Именно из этих будок, горожане могли получать воду для личного пользования.

      Вода из Волги поступала вот в этот резервуар, он и являлся фильтром для нее. Пространство тут было засыпано чистым песком, вода, просачиваясь через него попадала в дренажные отверстия и проходила в следующий резервуар. Конечно такая системы имела очень много минусов, во-первых, фильтрация занимала довольно много времени. Во-вторых, сами фильтра приходилось частенько чистить вручную, иногда даже по десятку раз в год, для чего менялся верхний слой песка, на котором образовывались различные отложения. А в-третьих, качество воды оставляло желать лучшего.

      Сейчас же система не функционирует, и можно изнутри увидеть все изящество английской постройки. Кирпичные своды, круглые проходы между секциями, и корни деревьев, проросшие во внутрь. Сейчас это место сложно ассоциировать с чистой-питьевой водой. Песок остался лишь на самом полу, и его слой явно слишком мал для фильтрации.

       После фильтров вода поступала в следующие резервуары, напорные. Таких тут было несколько, выполнены они тоже из кирпича, но видимо в советское время кладку скрыли под напылением бетона. Масштабы и размеры конечно впечатляют, если бы еще это все не скрывал "лоск" СССР. Видно что вода сюда периодический еще попадает, может это грунтовые воды, а может просачивается из фильтров, но пол тут покрыт грязью, где-то уже засохшей, а где-то и покрытой водой.

      Резервуар состоит из трех огромных секций, соединенных между собой небольшими переходами. В нескольких есть "мостики", функциональный смысл которых остается для меня загадкой.

      Если в фильтра была сделана лесенка, железные скобы вделанные в стену, то тут же есть всего лишь дыра. Поэтому попадать приходится с помощью подручных средств и приспособлений. Порадовало относительная чистота резервуаров, в фильтрах не было замечено никаких надписей, кодов, меток.

На этом все, спасибо за внимание.

oesolod.livejournal.com

Первые водоочистные сооружения Саратова или история "английских фильтров"

Не могу не поделиться интереснейшим постом об истории ныне заброшенных саратовских водоочистных сооружений на Соколовой горе!

История саратовских водоочистных сооружений берёт начало в далёком 1875 году, когда был построен первый водоочистной комплекс. Десятки квадратных метров подземных помещений, расположились в недрах Соколовой горы. Что собой представляют эти катакомбы на сегодняшний день, и с чего начиналась история саратовских водоочистных сооружений?

1.jpgНачнём с истории. К 80-ым годам девятнадцатого столетия, Саратов растянулся по Волге от Затона до Улешей и застроился вглубь да Б. Садовой улицы. В городе проживало около 100 000 жителей, которые ежедневно испытывали проблемы с питьевой водой. Эпидемии накрывали Саратов одна за другой, а городские власти, в условиях дефицита бюджета, безуспешно пытались разрешить проблему с водоснабжением в этом плане, за сто с лишним лет в городе ничего не изменилось.  Особенно остро, нехватка воды ощущалась на возвышенностях и при тушении пожаров.

2.jpgНо, случается чудо, и 28 июня 1872 года городская дума заключает договор с «Товариществом Рахманинова и К°» на строительство механизированного водопровода с забором воды из Волги. Товарищи, обязались построить всё практически безвозмездно, взамен требуя лишь право на эксплуатацию в течение 20 лет. И пока городские власти радовались удачной сделке, годы шли, а «ответственные товарищи» продолжали бездельничать. В итоге, права на строительство были переданы третьим лицам, в лице какой-то английской акционерной компании, которая взялась за строительство водопровода. С 1875 года под руководством английских мастеров были введены в эксплуатацию: чугунный водопровод, водоподъёмная машина и комплекс фильтрационных сооружений, которые было решено расположить на одном из склонов Соколовой горы.  Вода из фильтров поступала в напорный резервуар, а дальше следовала в  водозаборные будки, которых по городу насчитывалось 15 штук. Именно из этих будок, горожане могли получать воду для личного пользования. На фото: один из напорных резервуаров в наши дни.

3.jpg

Комплекс водоочистных сооружений, возведенный англичанами, в дальнейшем модернизировался, а так же устранялись многочисленные ошибки, допущенные зарубежными коллегами. К примеру, водозабор на Волге был построен на мелком участке, без учета сезонного спада воды. В итоге, уже с конца 19-го века, перебои с водоснабжением для саратовцев становятся привычным делом… На этом, краткий исторический экскурс завершается, и мы отправляемся на Соколовую гору, чтобы выяснить, что из себя представляют первые водоочистные сооружения города Саратова на сегодняшний день.

4.jpg

Зимой 2015 года, пробираясь сквозь полуметровые сугробы и кучи сухих веток, мы приступаем к изучению наземных сооружений. Большинство зданий находится в аварийном состоянии. Всё что можно, уже лет 20 как стащили или распилили охотники за металлом.

6.jpg5.jpg

Передвигаться по территории, приходится крайне аккуратно, так как то и дело встречаются открытые люки, ведущие в фильтрационные, накопительные и напорные подземные бассейны. Их площадь просто не могла не впечатлять.

7.jpg

В целом, надземная часть очистных сооружений, на сегодняшний день, представляет собой руины и полуразвалившиеся постройки, поэтому особо заострять внимания на них не будем, дальше небольшая подборка фотографий, которые говорят всё без лишних слов.

10.jpg8.jpg9.jpg11.jpg

После осмотра надземных построек, мы решили отправиться глубоко под землю, чтобы своими глазами увидеть те самые «английские фильтры» 1875 года постройки. Однако, как выяснилось, найти вход в зимнее время практически невозможно, поэтому было решено вернуться с первыми весенними лучами. Итак, весна 2015 года, полчаса поисков, и вот мы уже спускаемся по изрядно прогнившей лестнице в знаменитые «фильтры».

12.jpg

Как же работали эти «английские фильтры»? Из Волги вода поступала по чугунным трубам в подземный бассейн. Бассейн, в свою очередь, был наполнен мелким песком, который выступал в роли фильтрующего элемента. Вода, проходя сквозь песок, фильтровалась и через дренажные отверстия снизу бассейна поступала в напорные ёмкости. Уже оттуда, вода шла по трубам в город.

13.jpg

Непосредственно сам фильтр, представляет собой подземное помещение со сводчатым потолком, состоящее из четырех отсеков. Отсеки соединяются между собой через круглые проемы в стенах.

14.jpg

То самое дренажное отверстие, через которое вода поступала в напорные ёмкости.

15.jpg

Спустившись с улицы под землю, погружаешься в совершенно удивительную атмосферу. Поражает практически абсолютная тишина, которая лишь изредка прерывается падающими каплями воды с потолка, и очень высокий уровень влажности, который без труда способен создать целое облако пара после очередного выдоха.

16.jpg

Не меньший антураж, «фильтрам» придают многочисленные корни деревьев, которые окутывают всё вокруг, начиная с потолка, заканчивая стенами и полом. В отблесках фонаря, вырисовывается весьма жутковатая картина.

17.jpg

Несмотря на то, что «английские фильтры были построены аж в 1875 году, стены и потолки выглядят довольно крепкими, во всяком случае, обвалов нами обнаружено не было.

18.jpg

Стоит отметить, что данные фильтры не были лишены огромного числа минусов. Во-первых, процесс фильтрация проходил весьма долго. Во-вторых, «английские фильтры» требовали регулярной ручной чистки (иногда до 40 раз в год), в противном случае, фильтр переставал работать должным образом. В связи с этим, регулярно производилась замена верхнего слоя песка, на котором скапливались различного рода отложения. Ну и в третьих,  качество фильтрации оставляло желать лучшего…

19.jpg

Передвигаясь в кромешной тьме, кое-где можно было разглядеть солнечный свет, который просачивался  через открытые люки на поверхности.

20.jpg

Корни деревьев заслуживают отдельной фото подборки. Витиеватые узоры на стенах и свисающие «волосы» с потолка, можно рассматривать вечно.

21.jpg22.jpg23.jpg

Местами, можно было заметить остатки мелкого песка, который выступал в роли фильтрующего элемента.

24.jpg25.jpg

Первый «английский фильтр», был построен инженером Симпсоном в 1829 году в Лондоне для очистки воды из реки. Спустя 46 лет, эта технология очистки воды доходит до Саратова.

26.jpg27.jpg29.jpg28.jpg

Строительство «английских фильтров», стало одним из первых этапов создания водопроводной сети города Саратова. На тот момент, введение в строй подобного объекта стало настоящим прорывом для нашего города. Очень хочется, чтобы в настоящее время в саратовском водоснабжении произошёл такой же прорыв, а не тот, из-за которого город ежедневно перекапывается вдоль и поперёк. Всем спасибо за внимание, впереди нас ждут новые интересные места. И да, чуть не забыл, вот небольшое видео, по уже сложившейся традиции:

djhooligantk.livejournal.com

Фотографируем в горах / Как это снято? / Уроки фотографии

Горы – совершенно уникальный вид ландшафта со своими особенностями, правилами и законами. Там всё по-другому, и это чувствует каждый, оказавшийся на высоте. Фотографу горы могут дать необычные пейзажи и уникальные условия съёмки, но при этом они поставят перед ним множество сложных задач. Цель этой статьи – вдохновить читателя на съёмку и творчество, помочь ему спланировать и провести съёмку поближе к облакам.

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Особенности съёмки в горах

  • Высота и складчатость рельефа

Если у вас есть опыт съёмки пейзажей на равнине (в Подмосковье, допустим), то вам будет знакома эта проблема: всё плоское, а взгляд постоянно упирается либо в рядом стоящий дом, либо в близлежащий лес. В таких условиях приходится искать хоть какие-то возвышенности, чтобы найти более-менее выразительный вид или взять ракурс поинтереснее. Поэтому часто равнинные пейзажи снимают, например, на крутых берегах рек, с крыш домов. Горы решают эту проблему: благодаря большой высоте вы можете смотреть очень далеко, а между горами можно ловить уникальную игру света и тени. Высокие горы смогут стать и отличным фоном для ваших кадров.

Nikon D600 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Nikon D600 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

  • Переменчивость погоды

Погода в горах может быть очень непостоянной. Это несёт фотографу одновременно и ряд выгод, и ряд сложностей. Выгода заключается в том, что вы легко за одни сутки сможете поснимать и дождь, и грозу, и туман, и яркое солнце, и снег с инеем. За короткое время природа покажет множество своих состояний.

Эти кадры сделаны с временным промежутком около трёх минут.

Эти кадры сделаны с временным промежутком около трёх минут.

Как видите, погода и видимость сильно изменились за это время.

Как видите, погода и видимость сильно изменились за это время.

Те, кто говорит, что пейзажная фотография не знает спешки и не требует от фотографа скорости работы, скорее всего, ни разу не снимали в горах. Чтобы застать интересное состояние погоды и освещения, порой требуется действовать так же быстро и слаженно, как и при съёмке репортажа. В этом заключается основная сложность: порой в нужный момент приходится бежать сломя голову на место съёмки, прихватив с собой штатив и светофильтры, чтобы, скажем, успеть снять внезапно открывшийся просвет в облаках, в котором показалась красивая скала. В бытовом плане переменчивая погода вынуждает фотографа быть готовым к любым условиям: иметь защиту и от дождя, и от холода.

  • Необыкновенная природа

Горная природа сильно отличается от равнинной: на высоте растут другие деревья, цветут другие цветы и колосятся другие травы. То же во многом справедливо и для животного мира. Интересно, что в зависимости от высоты природа может сильно меняться. Представители горной флоры и фауны вполне могут стать основными объектами ваших фотографий!

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor
Крокус прекрасный растёт в горах и цветёт осенью.

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor Крокус прекрасный растёт в горах и цветёт осенью.

  • В горах можно встретить интересных людей

Вместо того чтобы снимать очередную модель на фоне кирпичных стен, сходите в горы: познакомьтесь с путешественниками или местными жителями. Как правило, они представляют реальный интерес для съёмки, ведь у каждого из них есть своя харизма, своя история…

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Пожилая жительница черногорской деревни Питомине, находящейся у подножия горного массива Дурмитор

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor Пожилая жительница черногорской деревни Питомине, находящейся у подножия горного массива Дурмитор

Подходы к организации и планированию съёмок в горах

Горы не были бы горами, если туда попасть было бы так же легко, как сходить в магазин. В горы надо как-то забраться, чтобы там фотографировать. Рассмотрим основные варианты, так сказать, с точки зрения транспорта и организации процесса.

  • Посещение общедоступных туристических мест.

Самый простой способ оказаться в горах – просто устремиться за основным туристическим потоком на близлежащую канатную дорогу или к какой-то доступной горной достопримечательности. Такой вариант не потребует от вас никаких особых усилий и навыков. Но вы не окажетесь среди девственной горной природы: вы будете хоть и в горах, но по-прежнему среди обычных людей.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Съёмка на одной из смотровых площадок горы Ловчен в Черногории. Ловчен — одна из главных достопримечательностей черногорского приморья. На вершине горы расположен мавзолей местного правителя Петра Негоша, который активно посещается туристами примерно с мая по октябрь (в остальное время он закрыт, ведь на горе лежит снег и дороги к нему нет).

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor Съёмка на одной из смотровых площадок горы Ловчен в Черногории. Ловчен — одна из главных достопримечательностей черногорского приморья. На вершине горы расположен мавзолей местного правителя Петра Негоша, который активно посещается туристами примерно с мая по октябрь (в остальное время он закрыт, ведь на горе лежит снег и дороги к нему нет).

  • Поездка на транспорте.

Имея автомобиль (личный или взятый в прокат), вы сможете ехать туда, куда захотите! Наметьте на карте несколько точек, куда можно добраться на авто. На машине вы сможете заехать довольно далеко, зачастую в очень интересные и глухие места. Но помните, что дороги в горах не всегда имеют хорошее покрытие, а зачастую даже опасны. Выбирая машину для таких путешествий, лучше отдать предпочтение автомобилям с полным приводом или хотя бы с высоким дорожным просветом. Обеспеченные фотографы могут организовать доставку себя в нужное место и другими видами транспорта: начиная от лошадей и заканчивая вертолётом.

  • Автономное путешествие.

Пока не изобретено транспорта более удобного в горах, чем ноги. До большинства интересных горных мест можно добраться только пешком (или на лошадях). Именно поэтому многие фотографы, снимающие в горах, являются ещё и специалистами по горному туризму. Если вы можете пройти пешком больше пары километров и не боитесь ночёвки в палатке, этот вариант для вас вполне приемлем. Однако, если у вас нет туристических навыков, ходить в поход, конечно, лучше в компании более опытных туристов. Оптимальной будет группа, состоящая из любителей фотографии, чтобы все были объединены общими интересами. Ваши собратья-фотографы поймут вас, если вы «зацепитесь» на полчаса за какой-нибудь красивый цветочек или перебудите всех в 5 утра, собираясь снимать рассвет. К тому же фотопутешествия требуют особого расписания похода (чтобы можно было снимать в режимное время) и специфического планирования маршрута, ведь места ночёвок должны находиться там, где есть подходящие условия для съёмок. На рынке сейчас существует множество предложений с фототурами по горам. Если вы пока не можете сами организовать поход в интересующее вас место, можно воспользоваться услугами гидов.

Независимо от того, какой формат путешествия по горам вы выбрали, есть советы, которые помогут вам получить в горах много интересных кадров.

Ставьте перед собой конкретные цели. Чётко определитесь, в каком жанре вы будете снимать, какие сюжеты вас интересуют. От этого будет сильно зависеть и ваш маршрут, и набор фототехники, которую с собой придётся взять. А вариантов здесь много: в горах можно снимать и пейзажи, и портреты, и какие-то этнографические проекты, и макро, заниматься астрофотосъёмкой. Тут всё просто: либо вы, как «турист», снимаете всё подряд (и всё одинаково плохо), либо концентрируетесь на чём-то конкретном и делаете качественные, продуманные кадры.

Разрабатывайте точный маршрут. Вне зависимости от того, каким образом вы путешествуете, маршрут должен быть обязательно. Отметьте на нём ключевые точки для съёмки. Ими могут стать места с красивым видом, какие-то интересующие вас объекты или поселения. Если вы идёте в горы с ночёвкой, обязательно продумайте место для неё. Желательно, чтобы близко к нему был источник воды, при этом вы должны быть как можно ближе к намеченному месту съёмки. Это позволит плодотворно работать в режимное время: рано утром и вечером.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Что взять с собой?

Разумеется, в горы придётся брать не только фотокамеру, но ещё и подходящее для гор снаряжение: начиная с удобной обуви и заканчивая едой и водой. О походном снаряжении написано множество статей на туристических сайтах. Мы же сосредоточимся на вопросах фототехники. Надо иметь в виду, что в горах вы будете ощущать каждый лишний грамм, взятый с собой. Те, кто ходил по горам с камерой, и уж тем более любители походов меня поймут. Поэтому брать весь возможный фотоарсенал не имеет никакого смысла – вы просто надорвёте себе спину. Правильнее будет взять лишь самое необходимое. Как уже было сказано, определиться с набором необходимой в горах фототехники помогут чётко поставленные съёмочные цели.

Фотоаппарат – ваш основной инструмент. Разумеется, для серьёзного фотографа оптимальным выбором будет зеркальный фотоаппарат. Почему? Потому что при своём солидном весе он позволяет получать достаточно качественное изображение, имеет ручные настройки и сменную оптику. Многие современные зеркалки имеют относительно небольшие вес и габариты: например, доступный Nikon D3300 весит всего 430 грамм. А продвинутая полнокадровая камера, специально разработанная с расчётом на путешествия – Nikon D750 – 840 грамм. Но не торопитесь возражать, что беззеркальные аппараты ещё легче. Почему? Потому что основной вес оборудования серьёзного фотографа всё равно придётся на оптику. И неважно, зеркалка у него или беззеркалка – оптика весит примерно одинаково. Кроме того, беззеркалка работает от батареи гораздо меньшее время, а значит её малый вес вы просто компенсируете большим числом сменных аккумуляторов, которые придётся нести с собой. Ещё один минус беззеркалки – её маленький корпус со множеством мелких кнопочек сложно держать в руках, будучи в перчатках. В горах частенько бывает холодно, так что съёмки в перчатках – обычное дело.

Фотоаппарат Nikon D750

Фотоаппарат Nikon D750

Объектив не менее (а может, и более) важен, чем фотокамера. Именно он позволит получить резкую или не очень картинку, даст нужный угол обзора. Если вы собрались снимать пейзажи, то угол обзора для вас принципиально важен. Ведь весь простор открывающихся видов нужно как-то уместить в одном кадре. Среди широкоугольных объективов можно выделить модель Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor (для кропа). Я же для полнокадровой камеры использую лёгкий и удобный Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Он является моим основным объективом, на который я делаю порядка 75% кадров. Также в моей фотосумке обычно лежит «полтинник» Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor на случай съёмки портретов или не очень «широкоугольных» пейзажей. И в качестве телевика – Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor или Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Почему вместо трёх объективов я не беру один, но универсальный, ведь все эти фокусные расстояния вполне можно покрыть одной линзой с фокусным расстоянием 18-200 мм? Этому есть две основные причины. Первая – качество изображения. В это понятие я вкладываю как резкость, так и отсутствие аберраций, дисторсий, бликов при съёмке в контровом свете. Вторая – светосила. Благодаря наличию в моём комплекте как минимум светосильного «полтинника», я обеспечен объективом, которым можно снимать с рук при недостаточном освещении, красиво размывать фон при съёмке портретов или крупных планов.

Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor — широкоугольный объектив для кропа

Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor — широкоугольный объектив для кропа

Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor — широкоугольный объектив для полнокадровых аппаратов

Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor — широкоугольный объектив для полнокадровых аппаратов

Штатив в горах вызывает изумление у всех, несвязанных с фотографией людей. Дескать, «зачем ты притащил с собой эту тяжеленную треногу?!». Тем не менее опытный фотограф знает, что без штатива немыслима серьёзная съёмка пейзажей. Именно штатив позволит сделать резкие и качественные снимки на восходе, на закате и даже ночью. Главное, выставить подходящие параметры на фотокамере. Штатив поможет снимать на закрытой диафрагме, добиваясь максимальной глубины резкости, чтобы всё в кадре было резким, от переднего плана до фона. Он же поможет снимать кадры с брекетингом экспозиции для создания HDR-изображений. Ясное дело, для съёмки в горах хочется выбрать штатив полегче и покомпактнее. Но важно найти компромисс между лёгкостью штатива и его устойчивостью, надёжностью: хлипкий штатив просто не будет выполнять своих функций.

Светофильтры – спорный предмет экипировки современного фотографа. Кто-то здесь «исповедует» полный отказ от их использования, объясняя это тем, что всего можно добиться при компьютерной обработке и таскать с собой лишние стекляшки не имеет смысла. Кто-то берёт с собой только поляризационный фильтр для увеличения контраста изображения, уменьшения лишних бликов. Но поляризационный фильтр плохо сочетается с широкоугольной оптикой: на ней он может давать пятна, неравномерное затемнение в кадре. Разумеется, дорогие и качественные фильтры работают в этом плане лучше дешёвых и плохих, но общая закономерность именно такая. Поэтому я не использую поляризационные фильтры вообще.

Поляризационный фильтр, объектив с фокусным расстоянием 18 мм. Видно затемнение на небе с левой стороны.

Поляризационный фильтр, объектив с фокусным расстоянием 18 мм. Видно затемнение на небе с левой стороны.

Зато я беру с собой на съёмку градиентные светофильтры. Они нужны для выравнивания яркости неба и земли. Согласитесь, ведь не хочется получить на фото белёсый пересвет вместо заката. Правильный выбор градиентного фильтра позволит самым естественным образом сохранить все детали на фото, и вам не придётся прибегать к склейке HDR и прочим ухищрениям. Единственное «но»: имеет смысл использование только системных градиентных фильтров (Cokin, Lee, Singh-Ray). Кстати, фирма Lee выпускает специальную систему крепления фильтров на объективы, лишённые резьбы под светофильтр. К примеру, возможности использовать обычные светофильтры не имеет топовый сверхширокоугольник Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED. Но благодаря данной системе на него (как и на ряд других объективов) можно установить светофильтры Lee серии SW150.

Градиентные фильтры в обычной круглой оправе я считаю бесполезными, ведь вы не можете регулировать область затемнения в кадре, а значит, затемнён окажется наверняка совсем не тот участок, который необходимо было затемнить. К примеру, вы можете получить небо с затемнением вверху, но очень яркое ближе к горизонту.

Системный светофильтр в держателе. Двигая его вверх-вниз и наклоняя вправо-влево, я могу установить фильтр таким образом, чтобы он затемнял только необходимую мне область.

Системный светофильтр в держателе. Двигая его вверх-вниз и наклоняя вправо-влево, я могу установить фильтр таким образом, чтобы он затемнял только необходимую мне область.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Кадр, сделанный с использованием градиентного фильтра

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor Кадр, сделанный с использованием градиентного фильтра

Ещё один тип фильтров, которые можно взять с собой – нейтрально-серые. Они позволят удлинить выдержку, тем самым смазав предметы, находящиеся в движении. Самый простой пример – съёмка воды. Благодаря длинной выдержке можно размыть поток водопада. Впрочем, надобность в искусственном удлинении выдержки отпадёт с приходом сумерек, ведь в условиях слабого освещения вы и без фильтров можно снимать на длинной выдержке.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Водопад, снятый на выдержке в 15 секунд

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor Водопад, снятый на выдержке в 15 секунд

Аккумуляторы. Помните, что без такой простой вещи, как батарея, ваша камера превратится в очень дорогой кирпич. При планировании съёмки в горах (особенно многодневной!) рассчитайте примерное количество нужных вам батарей. Помните, что на холоде батареи садятся быстрее. Кроме того, много энергии потребляет режим Live View, для экономии заряда можно отказаться от съёмки в нём.

Фотосумка – вещь, призванная защитить вашу аппаратуру от внешних воздействий и обеспечить удобную её транспортировку. В горах это очень важно, я настоятельно не рекомендую носить аппарат в авоське или дамской сумочке. Разумеется, у каждого фотографа свои предпочтения относительно фотосумок, но общие рекомендации мы дать попробуем.

Если вы совершаете небольшую однодневную прогулку в горы или путешествуете на машине, оптимальным выбором станет фоторюкзак: в него поместится и фототехника, и перекус, и вода, и тёплая одежда. А правильный рюкзак позволяет прикрепить к себе ещё и штатив. А вот сумки с ремнём через плечо, особенно крупные (рассчитанные на камеру с несколькими объективами), могут стать помехой: мало того, что они сильно давят на плечо, так ещё и раскачиваются туда-сюда, мешая идти и преодолевать препятствия. Особенно сложен выбор правильной сумки для многодневных автономных выходов, ведь за спиной у вас уже есть рюкзак с походным снаряжением. Я в таком случае размещаю небольшую фотосумку спереди, крепя её на лямках большого рюкзака. Таким образом обеспечивается быстрый и удобный доступ к технике, а в случае необходимости её всегда можно убрать в большой рюкзак. Какой бы тип фотосумки вы ни выбрали, важно, чтобы она оснащалась всепогодным непромокаемым чехлом. Он защитит ваше оборудование от дождя.

Заключение

«В жизни стоит попробовать всё» – эта фраза обычно используется для оправдания каких-то сомнительных поступков. А ведь попробовать можно и действительно интересные вещи. Попробуйте сходить в горы! Весь риск и страх окупятся сторицей в виде ярких впечатлений и отличных фотографий!

prophotos.ru