Доработка S-30B. Фильтры s30


Доработка S-30B - Основы акустики

S-30B

Техническое описание

Электрические и электроакустические параметры акустических систем "S-30B" соответствуют требованиям технических условий 3.843.055ТУ и второй группе сложности по ГОСТ 23262-83.

Акустическая система предназначены для высококачественного воспроизведения звука в составе бытовой радиоэлектронной радиоаппаратуры.

В акустической системе имеется индикация перегрузки головок громкоговорителей, которая срабатывает при подаче на акустику сигнала с уровнем, превышающим ее паспортную мощность. Для работы акустической системы необходимо подключить к усилителю, имеющему на выходе каждого канала наибольшую (максимальную) мощность в пределах от 20 до 50 Вт. Если при работе акустики начинает светиться индикатор ПЕРЕГРУЗКА, то следует уменьшить уровень подаваемого на нее входного сигнала (регулятором громкости в усилителе, к которому подключена акустическая система).

Паспортная электрическая мощность, не менее 30 Вт
Номинальная электрическая мощность, не менее 10 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 8 Ом
Диапозон воизпроизводимых частот, не уже 50 - 20 000 Гц
Характеристическая чувствительность в диапозоне 100 - 8000 Гц, при мощности 1 Вт, не менее  84 Дб
Габаритные размеры, мм 364х214х195
Вес 6 кг

Схему принципиальную можно скачать здесь: 92kB.

Доработка акустической системы

Характеристики, надо сказать не очень…

Или это мне с высоты S-90 так кажется? Тем более ещё помню, как принёс их (это вам не S-90, по колонке в руки и вперёд!) и зафановал. Для моих тогдашних ушей звук был что надо! Так что мысли, типа - S-30 га..но отвергаться сразу! Не бывает плохих колонок, а бывают заевшиеся уши :).

Поэтому, всем владельцам S-30 посвящается. Если вам уже приелось их звучание, а финансы не располагают к покупке большего, читать ниже перечисленное: 

Итак, в наличие S-30 2 штуки, паяльник, прямые руки (лучше золотые), подручный материал: вата, войлок (ватин, линолеум), провода медные (хоть от проводки, рекомендуются одножильные, сечением под 2,5 мм2), пластилин, резина, схема колонок , свободное время и желание дорабатывать неограниченно. Снимаем переднюю панель (8 болтов) и оба динамика (в 30-х они, о ужас, даже не припаяны к проводам, а на разъемах!...)

Снимаем заднюю крышку (шильдик) с фильтром. Приступаем к доработке:

  1. Герметизируем корпус (промазываем все швы пластилином или герметиком), за это время разогревается паяльник.
  2. Займёмся фильтром : Отключаем блок индикации перегрузки (если усилитель не мощнее 25-30 Вт - иначе потом слушаем с осторожностью) - по схеме режем дорожку со входа (красный провод +) на VD KA522Б (смотри схему) и выпаиваем конденсатор С2 10 мкФ и транзистор VT2 КТ315б.Отрубаем разъем штекерный XPи припаиваем провода идущие к динамикам (старые выкидываем! Ставим на их место аудио провода сечением не менее 2,5 мм2, на крайний случай медные от электропроводки) напрямую к плате, с обратной стороны разъема. От бассовика (НЧ) "+" к №2 разъёма и "-" к №3. Пищалку (ВЧ) соответственно "+" к №5 и "-" к №2 (так надо - она в противофазе).С фильтром закончено.
  3. Корпус. Демпфируем - оббиваем ватином, войлоком, старым одеялом, стеклотканью, линолеумом на войлочной основе (звукопоглотитель подобрать по вкусу среди подручного материала), желательно в несколько слоёв и чередуя их. Это самое муторное, из за маленького объёма. Главное не задушить объём!
  4. Ставим на место заднюю крышку с фильтром (на пластилин/герметик).
  5. Прикручиваем пищалку (предварительно припаяв (припаяв! Ни в коем слечае не на разъёмы) к ней провода соблюдая полярность и с учётом противофазы!) через резиновую прокладку и герметизируем пластилином.
  6. Сшиваем мешочек для ваты (хотя можно использовать и то что был - вроде из синтетической сеточки) Забиваем его ватой (сколько было. примерно 1/3 объёма корпуса, распушить не забываем) и помещаем в верхнюю часть, желательно к одной из стенок для несимметричности.
  7. Припаиваем бассовик (опять же соблюдаем полярность!) и ставим в корпус через резиновую прокладку. Прикручиваем шурупами (головки шурупов так же пропускаем через резиновые прокладки) и герметизируем по периметру пластилином.
  8. Снимаем защитные рещёточки из передней панели с пищалки и, при желании, с басовика.
  9. Ставим на место переднюю панель (желательно положить под неё где надо поролон, чтоб не резонировала).

С доработкой колонки всё!

Теперь доделываем вторую колонку и наслаждаемся звуком. Уже первая минута прослушивания покажет явное улучшение звука. Почти исчезнет характерный 30-ый бубнёж на низах. На порядок улучшаться высокие. Звук станет более "мягким" что ли. Появиться середина и смягчатся басы. Да ладно - сами послушаете. Звук трудно описать словами :).

ВНИМАНИЕ!!! Необходимо обратить внимание при сборке, чтобы фазоинвертор не был ничем закрыт и имел прямой доступ к диффузору динамика НЧ! Так же особое внимание соблюдению фазировки!

Если, несмотря на доработку, в скором времени захочется большего, тогда продолжаем бюджетный тюнинг:

  1. Ставим к колонкам медные провода (хотя бы ту же проводку), а лучше акустические кабели типа HI-FI. Следим за соблюдением полярности!
  2. Вытачиваем шипы (скоро тут будет про них статья) и ставим колонки на них (при очень бюджетном дорабатывании сверлим низ корпуса и ставим на 3 болта М10, заострённые снизу). Если не жалко можно купить и настоящие акустические щипы.
  3. Дорабатываем усилитель или меняем на новый.
  4. Ставим нормальный межблочный кабель от звуковой к усилителю.
  5. Заэкранируем звуковую карту (Если колонки играют в составе акустической системы компьютера).

baseacoustica.ru

Доработка колонок Radiotehnika S-30

Доработка колонок Radiotehnika S-30

Данная небольшая переделка колонок, посвящена найденным мною на помойке легендарным советским колонкам Radiotehnika S-30. Касаемо внешнего вида, то с ним было всё более-менее пристойно. А вот динамики... Звук шёл только из одной колонки и это был НЧ-диапазон, соответственно работал только басовый динамик. Разобрав колонки, моему глазу предстало далеко не самое печальное зрелище - под влиянием солидного возраста этих АС(а может их просто в хлам ушатали за "30 новогодних лет") и у них внутри оборвалась проводка, а также токоподводящие на практически все динамики. Корпуса были и есть в приличном состоянии и всё остальное было цело, даже НЧ динамики не хрипели и не тёрлись о керн. Нда... Во истину неубиваемые колонки!

Эта доработка колонок в помощь радиолюбителям , кто только начал свои первые робкие шаги на таком нелёгком поприще как, колхоз (доработка) старых советских колонок. Итак погнали! Ничего радикального я с ними не делал, ибо замысел был прост как 2X2. Чем меньше вложений - тем лучше! В идеале вообще избежать каких-либо трат. И мне это почти удалосьКрутой ! Для этого мне понадобилось только самое необходимое, ну и то что я случайно находил(в гараже) по мере того, как в этом появлялась нужда... Я использовал: паяльник, канифоль, припой, клей, черные саморезы(пришлось купить Плачу), провода(рекомендую распотрошить какой-нибудь советский шнур питания), 2 дня или меньше/больше(индивидуально) свободного времени, велосипедная камера, пластмассовая труба из сантехнического магаза, чёрный маркер, много пива, но я лично использовал 2 бутылочки русского коньяка для лучшей концентрации внимания и чтоб паяльник в руках держался уверенно...

Небольшое лирическое отступление. Я не очень понимаю людей, которые пытаются сделать рязанский тюнинг фабричному изделию, пусть и 25-ти годовалому и даже более: упорно заменяют динамики на импорт(иногда даже на дорогой), заменяют ёмкости на современные, но почему-то китайские(при этом делают это исключительно на свой извращённый слух и глаз, без измерительных приборов). В итоге получается приблизительно следующая картина - ВЧ становятся лучше, НЧ становятся лучше(но далеко не всегда), а всё остальное, как правило страдает(середина, сцена, общее звучание становится несбалансированным, мягко говоря). Считаю, что в подобных колонках проводить основательный тюнинг c заменой динамиков и фильтров на импорт - верх кретинизма и самозабвенной веры в то, что Вы очередной Александер Грэм Белл или Вернер фон Сименс и Никола Тесла в одном флаконе, но русского разлива. Какой смысл пихать дорогие динамики, ценою в 2000-3000 р(к примеру), это только за 2 пары ВЧ, в корпуса колонок за 500р, или, как в моём случае бесплатных? Я уже не стану упоминать про фильтры и НЧ динамики. За эту сумму(чуток накиньте до 4000р) без проблем покупаются неплохие импортные БУ полочники, которые чаще всего играют лучше чем S-30 и без всяких переделок! Это моё субъективное ИМХО... КОНЕЦ.

Поэтому, я лишь внутри навёл небольшой марафетик... Заменил проводку на более толстые провода, но не на акустические, сечением не менее 2,5 мм2 , а на архаичные(жабодушные) пережитки прошлого - проводки из оплётки шнура питания какого-то старого агрегата(пылесос кажется)? Благо, они всё же оказались толще, чем штатная леска для ловли окуньков. И что самое приятносюрпризное - они были из меди, по крайней мере, выглядели как настоящая медь и я склонен в это верить. В СОВКЕ НЕ ЭКОНОМИЛИ, ТОВАРИЩ! И я отвечаю за свои слова. Был у меня старинный нерабочий советский холодильник, и вот там шнур питания был действительно медным и довольно толстого сечения! Далее. Разрезал и пустил в расход велосипедную камеру, в качестве прокладки на все динамики, чтобы уменьшить паразитные призвуки от самих динамиков на корпус. Ещё у меня валялась пластмассовая труба, когда-то купленная в сантехническом магазине. Она с успехом пошла на 2 фазика(фазоинверторы в обе колонки) в замен тех, старых, рассохшихся трубок похожих на картон, прямиком из центра туалетного рулона. И кажется всё. А... Ещё покрасил НЧ динамики(басовики) маркером. Более ничего в них не добавлял. Никакой переделки фильтров, никакой тебе замены динамиков на недешёвые Morel или SEAS - всё осталось заводское. Я даже не стал добавлять синтепона внутрь, т.к. в АС уже имелись куски ваты обёрнутые "пупыркой". Вероятно, я был уже не первым "Тульским Левшой", чей пытливый ум коснулся недр этих "шедевральных" АС... На счёт фильтров... Я тоже не уверен. Штатные они или не очень...

ИТОГИ: Цена за все чёрные саморезы = 30р! И ВОЗМОЖНО, ЭТО НЕ САМЫЕ ДЕШЁВЫЕ САМОРЕЗЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ!

Звучание? У каждого из нас свой индивидуальный и неповторимый слух, так что звуки мира мы слышим по-разному...

Лично моё сугубо индивидуальное мнение - ТЕПЕРЬ ОНИ РАБОТАЮТ VS ТОГО ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО ЗВУК ШЁЛ ТОЛЬКО ИЗ 1 ДИНАМИКА! Вообще, по звуку, мне больше нравятся S-30B, у них всё-таки с басами дела обстоят получше. Но в целом, и эти S-30 звучат довольно сбалансировано. Высокие неплохие(моя ревизия колонок с шёлковыми ВЧ), слышал что бывают из пластика, середина здесь есть и басы тоже присутствуют, но хотелось бы их побольше. Во всяком случае ничего не гудит и не бубнит - бас чёткий, хоть и не глубокий. В общем, если одним словом - колонки звучат очень неплохо для советских АС! Но будучи подключёнными к одному и тому же усилителю - РАДИОТЕХНИКИ сильно сливают во всём частотном диапазоне моим Wharfedale diamond 9.2, купленными мною ещё лет 6 назад за 4р с копейками...И ещё хочется добавить, что если у Wharfedale diamond 9.2 звучание не привязано к колонкам, оно идёт ото всюду(воздушное), в какую бы сторону ты не повернул свою голову, то у Радиотехника S 30 оно чётко привязано к колонкам. А ведь "Варфы 9.2" это вообще бюджетный класс для полочников... Что же будет, когда S-30 подключишь в пару с более дорогими колонками? Вопрос риторический...

Фотографии всего процесса выкладываю ниже:

multidea.ru

Восстановление колонок Радиотехника S30 « схемопедия

Достались мне как-то советские колонки S-30. Состояние у них было плачевное: у них не работали динамики (оборвались от старости проводки). В последствии я их сделал, временно подцепив их маленькими проводками.

Они у меня работали недели 2-3 в составе дом. кинотеатра, и в один прекрасный день я загорелся их переделать («моддинговать»). 

Основные технические характеристики Радиотехника S30:

Паспортная электрическая мощность не менее 30 Вт
Номинальная электрическая мощность 10 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 4 Ома
Номинальное среднее звуковое давление в диапазоне частот от 100 до 4000 Гц 1.2 Па
Диапазон воспроизводимых частот не уже  50-18000 Гц
Габаритные размеры АС 364x214x195 мм
Масса АС не более 6 кг

Что нам понадобится:

Паяльник, прямые руки, канифоль, припой, клей, черные «саморезы», провода, куча свободного времени, автомобильная (велосипедная) камера, пластмассовая труба, вроде все.

Для  начала все полностью разбираем:

Сначала я поменял провода от фильтра до динамиков:

ДО (согласитесь, эти провода хуже):

После (звучание с ними стало лучше):

Проложили провода? Теперь нужно проклеить корпус колонок любым клеем, чтобы не было щелей, я пользовался «силиконовым».

Положил на тягучую массу камеру (вырезал подходящие размеры) и хорошенько придавил (таким образом, камера «приклеится» к корпусу колонки)

Теперь пришла очередь до фильтров, я поменял на них провода.

До:

в стадии разработки:

после:

Пару слов о фильтре:

Если хотим: отключаем блок индикации перегрузки (если усилитель не мощнее 25-30 Вт – иначе потом слушаем с осторожностью) – по схеме режем дорожку со входа (красный провод +) на VD KA522Б (смотрите схему) и выпаиваем конденсатор С2 10 мкФ и транзистор VT2 КТ315б.

Отключаем штекерный разъем и припаиваем провода идущие к динамикам, старые выкидываем! Ставим на их место аудио провода сечением не менее 2,5 мм2, напрямую к плате, с обратной стороны разъема. От динамика НЧ "+" к №2 разъёма и "-" к №3. «Пищалку» (ВЧ) соответственно "+" к №5 и "-" к №2 (так надо – она в противофазе).

Вот схема фильтра.

Если отключать некоторые элементы (которые Вам не нужны)

Можно осторожно поэкспериментировать: доклеить противомагниты нужного размера к 10ГД34 и уменьшить подстрочечным резистором коэффициент резистивного делителя на ВЧ, предварительно отметив исходное положение подстрочечным резистором, чтобы можно было вернуться к исходному состоянию фильтров. Всё это увеличит отдачу на СЧ-ВЧ и общий динамический диапазон. Противомагниты в одной паре приклеены немного разные – подбирал, выравнивая отдачу обоих динамиков на СЧ.

Теперь перейдем к внешней стороне АС:

Если у Вас высох или перегнил ФИ (фазо-инвертер), покупаем подходящую по размерам трубу, режем ее на 2 куска длиной примерно 8-9,5см

И приклеиваем (припаеваем) к месту, где должен стоять ФИ:

Покупаем черные саморезы, и ставим их заместо стандартных креплений:

Результат:

Все собираем, и наслаждаемся звуком!

С уважением, Кудяков Максим (Dragon675 на forum.cxem.net)

Категория: Колонки, динамики, сабвуферы Метки: Источник http://cxem.net

Последние статьи

shemopedia.ru